Экономический факультет

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
УКР    РУС    ENG   

 


Маркетолог – современный экономист, самый востребованный в странах с рыночной экономикой.

Качества профессионала в области маркетинга

Новое поколение директоров по маркетингу играет центральную роль в выведении организации на конкурентный уровень. Современный профессионал в области маркетинга должен обладать знаниями из многих смежных научных направлений и видов практической деятельности, быть гибким политиком и трезвым аналитиком.

Обязательными качествами профессионала являются широкий кругозор экономиста и предпринимателя, способность принимать стратегические решения, управлять работой творческих коллективов, оценивать социальную этичность маркетинговых проектов, интегрировать информационно-аналитические потоки, быть отличным 'креативщиком', организатором рекламных и PR-кампаний, обладать способностью постоянно учиться и учить.

Организация обучения

Главная задача подготовки маркетологов в Харьковском национальном университете имени В.Н.Каразина – предоставление студентам достаточного объема знаний и навыков для дальнейшей бизнес- и научной карьеры. Кроме обретения общего гуманитарного и экономического образования в сферах информатики, компьютерных сетей и телекоммуникаций, теории экономики, финансов, учета и аудита, маркетинга, менеджмента и др., студенты получают знания и умения в областях: маркетинговые исследования; маркетинговые политики товара, цены, сбыта и коммуникаций; инфраструктуры товарного рынка; логистики и товароведения; ситуационного анализа; методов принятия решений и маркетинговых рисков; экономической тектоники и поведения потребителей; стратегического, финансового, кадрового, международного и рекламного маркет-менеджмента; этики бизнеса и развития карьеры.

В соответствии с профессиональной направленностью студенты специальности «Маркетинг» последовательно овладевают комплексом современного программно- информационного обеспечения через систему компьютерных спецпрактикумов: медиатехнологии, е-бизнес, «Маркетинг-аналитик», многомерный анализ, маркет-логистика, SPSS и CRM – системы. На уровне магистра студенты выбирают специализацию по одному из трех направлений:
      1) Аналитический маркетинг – углубленная подготовка по методикам прогнозирования экономических конъюнктур, моделированию поведения потребителей, комплексному использованию современных информационных систем и специализированного компьютерного обеспечения маркетингового менеджмента;
      2) Маркетинговые коммуникации – профильная подготовка по имиджелогии, PR-технологиям, современным рекламным технологиям, брэндингу и социально-политическому маркетингу;
      3) Прикладной маркетинг – маркетинг-менеджмент по сферам экономической деятельности: рынок недвижимости, банковский маркетинг, коммерческая логистика, рынок услуг;
      4) Коммерческое дело – подготовка включает модули по коммерческой деятельности посредников на товарном рынке, биржевому делу, экономике и организации оптовой и розничной торговли, внешнеэкономической деятельности и международному торговому праву.

Используется гибкая модель специализаций, учебный план пересматривается, пополняется новыми программами.

Учебным планом предусмотрено прохождение ряда учебно-производственных практик в системе мастер-класса и на крупных производственных и торговых предприятиях Украины.

Важнейшие профессиональные задачи и перспективы трудоустройства

Маркетинговая деятельность - разновидность функций в сфере производственного и коммерческого предпринимательства: маркетинговые исследования, планирование, организация и контроль маркетинга, товарная политика, сбыт, коммуникации, ценообразование, разработка стратегий и планов маркетинга, продвижение товаров, маркетинговая разведка, бенчмаркинг, рекламные кампании и др.

Маркетинг-менеджмент – целенаправленная координация и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью.

Стратегический маркетинг – процесс разработки стратегического комплекса, основных направлений стратегической политики фирмы в области товара, цен, коммуникаций, сбыта, с учетом факторов постоянно меняющейся маркетинговой среды.

Маркетинговые исследования среды, рынка, тенденций, связей и т.п. – процесс создания информационных баз данных, обработки данных и подготовки информации для принятия стратегических и оперативных решений в системе предпринимательства.

Планирование бизнеса – процесс согласования планов предприятия, маркетингового обоснования стратегий, направленных на рост объема продаж и максимизации прибыли.

Выпускники экономического факультета Харьковского национального университета специальности «Маркетинг» подготовлены для выполнения не только общеэкономических, но и специфических функций современных профессионалов в области маркетинга. Ими являются:
    - руководители предприятий; 
    - коммерческие руководители и помощники руководителей предприятий, организаций, учреждений и их подразделений;
    - руководители отделов маркетинга и профильные маркетологи (по сбыту, исследованиям, внешнеэкономической деятельности, PR, рекламе и т.д.);
   - маркетолог-аналитик (исследователь национального и международного рынков и конкурентной устойчивости предприятий);
    - маркетолог-менеджер по стратегическому и оперативному планированию;
    - коммерческий, сбытовой и производственный логистик;
    - финансовый маркетолог;
    - социально-политический маркетолог;
    - мерчандайзер;
    - супервайзер;
    - промоутер;
    - имиджмейкер;
    - маркетинговый дизайнер;
    - технолог;
    - маркетинг-аудитор;
    - коммерческие посредники и др.

Даже беглое знакомство с конъюнктурой рынка труда даст Вам возможность убедиться в растущем спросе на специалистов – маркетологов.

Условия приема на специальность «Маркетинг»

На первый курс специальности «Маркетинг» принимаются лица, имеющие полное среднее образование.

На места госзаказа (бюджетное финансирование) дневного отделения принимаются граждане Украины.

На места обучения по контракту (финансирование физическим или юридическим лицом) на дневное отделение принимаются граждане Украины, СНГ, других зарубежных стран.

Срок обучения на дневном отделении:

    - образовательно-квалификационный уровень «Бакалавр» – 4 года,

    - образовательно-квалификационный уровень «Магистр» – 1 год (на базе образования бакалавра).

На заочном отделении обучение проводится по образовательно-квалификационным уровням:

    - «бакалавр» – 4 года;

    - «специалист» – 1 год (на базе бакалавра-экономиста);

    - «магистр» – 1,5 года (на базе бакалавра и специалиста-экономиста);

    - «специалист» и «магистр» по форме переподготовки (второго высшего образования) - 2,5 года.


Менеджер по внешнеэкономической деятельности - интегрированный профессионал в сфере экономики, хозяйственного управления и международных отношений

Качества специалиста в области менеджмента внешнеэкономической деятельности

Современное поколение управленцев по внешнеэкономической деятельности играет центральную роль в обеспечении конкурентоспособности организации в международной среде. Профессионал в области менеджмента ВЭД должен оперативно и гибко решать проблемы эффективного выхода украинских предприятий на внешний рынок. Это требует приобретения знаний, умений и навыков по многим смежным научным направлениям и видам практической деятельности – экономике, финансам, маркетингу, менеджменту, международным отношениям, современным информационным технологиям и профессиональному знанию иностранных языков.

Обязательными качествами специалиста являются: широкий кругозор менеджера-экономиста и предпринимателя; возможность управлять финансовыми, трудовыми, материальными ресурсами субъекта внешнеэкономической деятельности, принимать стратегические решения, организовывать труд, руководить в турбулентной среде, внедрять нововведения в бизнесе; способность к эффективному коммуникационному взаимодействию; принятие социально-этической ответственности за деятельность организации; способность к освоению новых знаний и самосовершенствование.

Организация обучения

Главная задача подготовки менеджеров внешнеэкономической деятельности – предоставление студентам достаточного количества знаний и навыков для дальнейшей международной бизнес- и научной карьеры. Кроме обретения общего гуманитарного и экономического образования в сферах информатики, компьютерных сетей и телекоммуникаций, теории экономики, финансов, учета и аудита, маркетинга и менеджмента и т.п., студенты получают знания и умения в областях: внешнеэкономическая деятельность предприятия (экономика, учет, риски, инновации); международные маркетинг, коммерческое дело и торговое посредничество, предпринимательское и международное право; международные экономика и организации, этика бизнеса и развитие карьеры.

Учебным планом предусмотрено прохождение общей производственной экономической практики (по экономике предприятия, маркетингу, логистике и контроллингу) и комплексной практики по специальности (внешнеэкономическая деятельность всех субъектов рыночного хозяйствования).

В соответствии с профессиональной направленностью студенты специальности “Менеджмент ВЭД” обязательно получают углубленную компьютерную подготовку с использованием современного информационно-программного обеспечения и в совершенстве овладевают выбранным иностранным языком. Студентам предоставляется возможность изучения китайского языка.

Важнейшие профессиональные задачи

Менеджмент – процесс системного управления организациями путем анализа внутренней и внешней среды и принятия адекватных управленческих решений с целью эффективного развития бизнеса, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Международное предпринимательство - внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования в производственной и посреднической сферах с целью получения прибыли.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – целенаправленное формирование совокупности хозяйственных, экономических, правовых, финансовых отношений в сфере предпринимательской деятельности между предприятиями Украины – субъектами ВЭД и иностранными фирмами, как на территории Украины, так и за ее пределами.

Международный маркетинг-менеджмент – процесс координации всех мероприятий организации, связанных с экономической деятельностью на международных рынках и направленных на формирование комплексной стратегической политики в сфере товара, цен, сбыта и коммуникаций.

Развитие международных экономических отношений – практическая деятельность по формированию системы связей национальных экономик разных стран, на основе международного разделения труда в сферах: экономической специализации и интеграции; инвестиций и валютно-кредитных отношений; торговли, транспорта и услуг; трудовой миграции; научно-технических разработок.

Трудоустройство выпускников

Концептуальными основами возрастания спроса на специалистов по менеджменту внешнеэкономической деятельности на мировом рынке труда выступают модель инновационного развития Украины и современные евроинтеграционные процессы. Дальнейшее расширение политического, экономического, научно-технического международного сотрудничества требует привлечения значительного корпуса высококвалифицированных менеджеров.

Образовательная модель подготовки менеджеров ВЭД, созданная в Харьковском национальном университете имени В.Н. Каразина, разрешает выпускникам выполнять на национальном и международном уровнях большое количество профессиональных работ, основными из которых являются:
    - эксперт по внешнеэкономическим связям;
    - менеджер по внешнеэкономическим связям;
    - менеджер по коммерческой деятельности и управлению предприятием;
    - менеджер по исследованиям рынка и изучению общественного мнения;
    - менеджер по подбору, обеспечению и использованию персонала;
    - менеджер по предоставлению услуг юридическим лицам;
    - менеджер по информации;
    - менеджер по логистике;
    - менеджер по рекламе;
    - менеджер по торговому посредничеству;
    - руководители и помощники руководителей предприятий, организаций, учреждений и их подразделений.

Интерес к выпускникам ХНУ по специальности «Менеджмент ВЭД» подтвержден письмами-заявками от многих предприятий и учреждений.

Условия приема на специальность «Менеджмент ВЭД»

На первый курс специальности «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» принимаются лица, имеющие полное среднее образование.

На места госзаказа (бюджетное финансирование) дневного отделения принимаются граждане Украины.

На места обучения по контракту (финансирование физическим или юридическим лицом) на дневное отделение принимаются граждане Украины, СНГ, других зарубежных стран.

Срок обучения на дневном отделении:

    - образовательно-квалификационный уровень «Бакалавр» – 4 года,

    - образовательно-квалификационный уровень «Магистр» – 1 год (на базе образования бакалавра).



Официальные сведения о характерных профессиях, выпускаемых на кафедре маркетинга и менеджмента внешнеэкономической деятельности:

Источник: Катаев А.В., Оберемок С.В. Виды и квалификационные характеристики 'маркетинговых' профессий: Справочное пособие для студентов и выпускников специальности 'Маркетинг'. - Харьков: Издатель Оберемок В., 2006. - 124 с.

Начальник отдела сбыта (маркетинга)
Задачи и обязанности

Менеджер (управитель) по внешнеэкономической деятельности
Задачи и обязанности



 














Экономический факультет
г. Харьков, ул. Мироносицкая, 1
Харьковский национальный университет
имени В.Н. Каразина